Кодекс Теллериано-Ременсис

Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis) еще одна причисляемая к группе ацтекских рукопись середины 16 века, аналогичная по своему происхождению, содержанию и изложению кодексам Мальябекки и Мендоса. Материалом для данного документа также послужила европейская бумага с водяными знаками. Форма источника – не мезоамериканская «гармошка», а книга европейского формата объемом в 50 листов с размерами страниц 32 на 22 см. Рукопись хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже.

кодекс теллериано-ременсис

Как и рукописи Мендоса Теллериано-Ременсису в качестве одного из определяющих признаков присущи расширенные испанские комментарии, иначе называемые глоссы - толкование ацтекской пиктографии на испанском языке на полях кодекса. Также как и в случае с рукописью Мальябекки, авторство Теллериано-Ременсиса принадлежит нескольким лицам, одним из которых указывается доминиканский монах фрай Педро де лос Риос, известный тем, что составил для рукописи  эти самые глоссы.

рукопись теллериано-ременсис  

Рассматривая рукопись Теллериано-Ременсис нельзя не упомянуть его корреляцию с другим достаточно известным ацтекским источником - кодексом Риос (или Ватиканским Кодексом A (3738)). По всей видимости, кодекс Риос получил свое название  благодаря тому же монаху  Педро де лос Риосу, который в соавторстве с  менее известными лицами,  вероятно, использовал кодекс Теллериано-Ременсис для написания кодекса Риос, гораздо более чистого и последовательного в отличие от  Теллериано-Ременсиса документа.

рукописи ацтеков

Сам же Теллериано-Ременсис пестрит множеством небрежных комментариев, написанных размашисто, нередко разными шрифтами и почерками, с зачеркиваниями и исправлениями, оставленными на полях рукописи. В целом, кодекс создает впечатление черновика заметок под ацтекскими пиктограммами.

мезоамерика кодексы

Несмотря на вышеизложенные особенности изложения источник достаточно любопытен в содержательном плане. К тому же, кодекс Теллериано-Ременсис является первым ацтекским кодексом, переведённым в 2013 году на русский язык украинским специалистами по доколумбовым цивилизациям В. Н. Талахом и С. А. Куприенко.

индейцы ацтеки

Рукопись состоит из трёх частей, первая из которых повествует о солнечном 365-дневном календаре - шиупоуалли, вторая посвящена ритуальному 260-дневному календарю – тональпоуалли, а третья рассказывает об истории путешествия мешиков, становлении, завоеваниях, стихийных бедствиях и падении ацтекского государства.

письменность ацтеки

Первая часть источника повествует о солнечном календаре, представляет собой простенькие изображения божеств, сопровождаемые испанскими комментариями с описанием. Такого рода картинки очень сложно назвать пиктограммой. Это больше похоже на зарисовки в блокноте с истолкованием, сделанным  в виде черновика с правками по ходу записи.

ацтеки теллериано-ременсис

Вторая часть кодекса, посвященная ритуальному календарю, представлена в виде пиктографией тринадцатидневок (тресен), выполненных сдвоенными графами, где каждому из дней которых присущ определенный символ (Крокодил, Ветер и т.д.) и заведует определенное божество. Все это сопровождается также испанскими комментариями с огрехами аналогичными первой части.

индейцы ацтеки

Гораздо более  любопытными являются исторические анналы третьей части рукописи, представленные в виде ацтекских дат и пиктографических сцен событий, присущих дате или периоду. Хотя испанские комментарии нередко скупы на подробности и грешат правками датировки, тем не менее, складывается впечатление повествования, без особой предвзятости, с  занимательными подробностями особенностей природных явлений в виде наводнений, засух, ураганов и даже снегопадов, повлекших последствия в виде голода и болезней для  местного населения.  

теллериано-ременсис

В заключение можно сказать, что ценность кодекса Теллериано-Ременсис  применительно к первой и второй части в противовес третьей – достаточно спорна. Понятно, что он не является аутенчиным ацтекским источником и напоминает больше черновую версию для чего-то (возможно,  упомянутого кодекса Риос?). С другой стороны, содержание рукописи, особенно третьей части, вполне можно использовать в исследовательской работе для сравнительного анализа вместе с другими источниками.

Категория: Статьи | Добавил: sciencemes (30.05.2020)
Просмотров: 240
Всего комментариев: 0
avatar