Общий обзор Если в Древнем Египте были папирусы, а на Руси - берестяные грамоты, то первыми рукописными источниками индейцев Месоамерики стали кодексы. Слово «кодекс» происходит от латинского codex - «кусок дерева». Такое наименование указанные письменными источниками было получено, видимо, от их первых образцов – деревянных табличек. Однако, в дальнейшем, кодексы, как правило, изготавливались из тщательно выделанных листьев кактуса аматль (ацтекское слово) или из шкур животных (в частности, оленьих), незначительная часть делалась также из коры деревьев. Перечисленные материалы, обработанные определенным образом, давали помимо необходимой прочности и долговечности, гибкость и эластичность для удобного складывания кодекса «гармошкой», что является одной из характерных особенностей именно мезоамериканских рукописей. Кодексы записывались преимущественно в пиктографическо-логографической форме. В содержательном плане, изображения с символами, комментариями и пояснениями описывали некие важные историко-политические события, природные бедствия, мировоззренческие представления и религиозные ритуалы и прочие знаковые в жизни индейского общества события. Пиктография индейцев местами весьма напоминает ребусы, а возможно и являются их предтечей. Часть кодексов написана на языке науа, немалая часть их часть, как правило, тех, которые относятся к периоду после завоевания испанскими конкистадорами снабжена комментариями на латыни и испанском. Записи многих рукописей имеют следы исправлений, переписывания или по ряду признаков подозрительно напоминают копии неких более ранних источников.
Практически все сохранившиеся рукописи по времени создания относятся к первой половине второго тысячелетия нашей эры. Причем, существенная часть изготовлена уже после Конкисты. Поэтому по периоду написания кодексы подразделяют на доколониальные и колониальные.
Группы кодексов К настоящему времени насчитывается порядка сорока кодексов, большинство из которых имеют ацтекское происхождение. Группы миштекских и майянских – самые малочисленные. Исследователи выделяют также группу кодексов религиозного назначения - Борджиа.
Ацтекская группа включает: кодекс Аскатитлан кодекс Ботурини Бурбонский кодекс Ватиканский кодекс А (3738) кодекс Вейтия кодекс Коскатцин кодекс Куаутинчана кодекс Мальябекиано кодекс Тудела кодекс Иштлильшочитль кодекс Мендоса кодекс Рамирес кодекс Осбен кодекс Осуна кодекс Теллериано-Ременсис Анналы Тлателолько кодекс Уэшоцинко Флорентейский кодекс кодекс Чимальпопоки (Легенда о Солнцах) кодекс Шолотль Libellus de medicinalibus indorum herbis
Группу Борджиа представляют: кодекс Борджиа кодекс Лауд Ватиканский кодекс В (3773) кодекс Коспи кодекс Фейервари-Майер кодекс Риас кодекс Порфирио Диас рукопись Осбен №20
Миштекские кодексы: кодексом Бекер I и II кодексом Бодли Codex Vindobonensis Mexicanus I кодексом Зуш-Наттолл кодексом Коломбино кодексом Селдон кодексом Эгертон
Кодексы майя: кодекс Гролье Дрезденский кодекс Мадридский кодекс Парижский кодекс
Вероятные причины немногочисленности На данный момент почти невозможно достоверно судить о количестве мезоамериканских письменных источников до испанского завоевания. Есть мнения, что их было весьма немало. Ко времени Конкисты индейцы Мезоамерики хорошо овладели технологиями изготовления рукописей, а ацтекская культура позволяла делать хранилища кодексов в специальных помещениях, о чем сохранились упоминания. Поэтому малочисленность дошедших до настоящего времени источников определяется не столько слабым культурным уровнем мезоамериканских индейцев или плохой сохранностью рукописей, сколько особенностями, как это ни странно, внутренней политики ацтеков, так и, конечно же, собственно уничтожением хранилищ рукописей при испанском завоевании и последующей политикой борьбы с индейским язычеством конкистадоров. До прихода испанцев ацтеки проводили достаточно агрессивную завоевательную политику в отношении соседей, сопровождающуюся, как правило, уничтожением их рукописных источников и ритуальных ценностей. Во всяком случае, известно об обязательном условии вхождения в ацтекскую «империю» для народов захваченных ацтеками территорий почитания ацтекских богов и принятия их культов. Это обстоятельство является одной из причин отсутствия или единичностью рукописей других вождеств, по сравнению с ацтекской цивилизацией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что испанцы, вступив на землю ацтеков повели практически аналогичную политику борьбы с язычеством с попутным внедрением христианства самими различными способами. В ходе проводимых так называемых процедур аутодафе вместе с различными предметами ацтекского культа было уничтожено и немало кодексов. И это только с учетом официального упоминания. К примеру, в ходе однократной процедуры аутодафе в местечке Мани на Юкатане было уничтожено только 27 кодексов майя, не считая прочих предметов культа. Сколько было не упомянуто, погибло рукописей при взятии Теночитлана или было вывезено в Старую Испанию неизвестно даже приблизительно. Часть источников подверглась правкам, искажениям и была переписана в ходе интенсивного окатоличивания местного населения. Учтем также и то, что материальные ценности могли быть уничтожены не самими испанцами, но и теми племенами или родами индейцев, которые выступали на стороне испанцев против доминировавших до прихода испанцев ацтеков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на самом деле нам исчезающе мало известно о письменности индейцев Мезоамерики. | |
Категория: Статьи | Добавил: sciencemes (11.04.2020) | |
Просмотров: 210 |
Всего комментариев: 0 | |